Процесс «Управление релизами» доступен в версиях системы Итилиум:
- Itilium. Professional Business Service Management
- Itilium. Professional IT/ Outsource Service Management
- Itilium. Enterprise Service Management (ESM)
Цель процесса управления релизами — это, прежде всего, обеспечение надежности ИС и качества предоставления ИТ-услуг за счет использования формальных процедур и проверок при разработке и развертывании новых версий программного обеспечения и связанных элементов инфраструктуры. В отличие от процесса управления изменениями, занимающегося организацией и верификацией, процесс управления релизами «занимается» внедрением.
В ходе этого процесса наиболее часто осуществляется управление релизами программного обеспечения, которые включают одно или несколько необходимых изменений, выявленных на организационном уровне в ходе эксплуатации ИС и обусловленных изменяющимися требованиями заказчиков (как мы помним, изменения могут возникать как под воздействием внешней среды, так и идти «изнутри» с целью совершенствования процессов деятельности заказчиков и ИС).
Вся деятельность этого процесса направлена на обеспечение управляемого изменения, включая планирование релизов, проектирование, разработку, тестирование, планирование развертывания в среде эксплуатации с учетом доступности ИС и согласованного уровня предоставляемых услуг сопровождения, что позволяет обеспечивать требуемую производительность и надежность ИС.
Внедрение функциональности системы Итилиум, предназначенной для реализации процесса управления релизами, предполагает использование нарядов, конфигурационных единиц (КЕ) и изменений, что позволяет успешно решать следующие задачи.
Система Итилиум позволяет автоматизировать формирование и сборку релиза, облегчить процесс его развертывания, вести дополнительную информацию по релизам.
Подсистема реализует процесс управления релизами. Для работы с подсистемой необходимо перейти в соответствующий раздел «Управление релизами». В управляемом интерфейсе с помощью команд панели навигации можно осуществить отбор по закрытым и открытым релизам.
Подсистема включает в себя:
Справочник предназначен для хранения типов релизов, которые детализируют сведения о составе релиза. Справочник доступен по ссылке «Типы релиза» панели навигации раздела «Управление релизами».
В системе предлагается следующее разделение по типам релиза:
Справочник используется при заполнении документа «Релиз».
Справочник «Типы релиза»
Справочник содержит перечень состояний, в которых может находиться документ «Релиз», а также правила перехода между ними. Справочник доступен по ссылке «Состояния релизов» панели навигации раздела «Управление релизами».
Справочник «Состояния релизов»
Открыв форму элемента справочника из вкладки «Список состояний», для каждого состояния можно указать:
На вкладке «Правила перехода» формируется матрица перехода релиза по состояниям. Подробнее о формировании матрицы переходов см. раздел «Настройка матрицы переходов состояний документов».
Справочник «Состояния релизов» используется при заполнении документа «Релиз».
Форма элемента справочника «Состояния релизов»
Справочник предназначен для хранения уровней релизов, которые детализируют сведения о размере релиза и/или его функциональности. Справочник доступен по ссылке «Уровни релиза» панели навигации раздела «Управление релизами».
В системе предлагается следующее разделение по уровням релиза.
Справочник используется при заполнении документа «Релиз».
Справочник «Уровни релиза»
Справочник предназначен для хранения кодов закрытия релизов, которые предоставляют дополнительную аналитику о результатах работы над событием (например, «закрыт успешно», «не прошел тестирование», «включен в другой релиз» и т.д.). Справочник доступен по ссылке «Коды закрытия релизов» панели навигации раздела «Управление релизами».
Справочник содержит следующие реквизиты:
Справочник используется при заполнении документа «Релиз».
Справочник «Коды закрытия релизов»
Документ «Релиз» предназначен для контроля над процессом запуска и внедрения новых версий (релизов) конфигурационных единиц. Документ доступен по ссылке «Все» панели навигации раздела «Управление релизами».
На форме документа размещены следующие реквизиты.
Документ «Релиз»
«Общение по документу»
На командной панели документа расположена кнопка «Общение по изменению». Общение предназначено для обмена информацией между участниками общения в рамках текущего документа. Также участниками общения могут быть другие физические лица и сторонние получатели, чей адрес электронной почты указан в общении. Предусмотрено автоматическое обновление информации в общении. Для этого информационная база должна быть подключена к серверу взаимодействия 1С.
Для того чтобы участнику общения отправилось уведомление, необходимо указать соответствующий шаблон в поле «Уведомлять о новых сообщениях в общении по обращению» в обработке «Параметры системы» (ссылка «Администрирование»/«Параметры системы»/«Уведомления» панели навигации раздела «Администрирование и настройки»).
В левой части формы отображается документ, по которому ведется общение, а в правой части формы само общение. Добавление сообщения в общение по документу недоступно, если документ в состоянии с признаком закрытия.
Блок общения
Вкладка «Внутреннее общение»
Общение, которое ведется на вкладке «Внутреннее общение» не доступно инициатору документа. В списке сообщений внутреннего общения, сообщения, написанные инициатором, выделяются особым цветом.
Список подписанных пользователей содержит список пользователей, которым будет сформировано уведомление о новом сообщении в общении по обращению. Видимость информации из общения будет ограничена только для инициатора. Таким образом, даже если инициатор документа находится в списке подписанных пользователей внутреннего общения, он не увидит информацию внутреннего общения.
Уведомления по данному общению по умолчанию получают: ответственный сотрудник и подписанные на внутреннее общение лица.
Вкладка «Общение с инициатором»
Общение на данной вкладке видят все пользователи, которым доступна видимость общения по данному документу. Уведомления по данному общению по умолчанию получают: инициатор, ответственные лица и лица, подписанные на внутреннее общение. Инициатор обращения видит только вкладку «Общение с инициатором», вкладку «Внутреннее общение» инициатор не видит.
Блок общения
Блок по умолчанию раскрыт, но его можно скрыть, нажав на «Написать». Содержит вкладки «Общение» и «Файлы» и кнопки:
Вкладка «Общение»
Содержит поле «Текст сообщения», для написания сообщения, а также кнопки форматированного описания.
Особенности формы
Вкладка «Уведомления» показывает количество сформированных уведомлений по документу. Если на вкладке отображается количество уведомлений, но при открытии вкладки отображается пустой список сформированных уведомлений, значит уведомления были удалены из регистра сведений «Сообщения и уведомления».
Шаблон, по которому осуществляется отправка о новом сообщении в общении по документу, можно найти в разделе «Параметры системы» — «Уведомления».
Вкладка «Общее» содержит следующие реквизиты.
«Дополнительные поля» — пользователь сам может задать различные классификационные признаки, позволяющие объединить один или несколько документов по этому признаку. Каждый пользователь может установить свой порядок дополнительных полей, который будет сохранен при записи исключительно для данного пользователя.
Вкладка «Состав релиза» предназначена для отражения изменений и обращений, входящих в состав релиза.
На данной вкладке находятся следующие реквизиты:
Вкладка «Работы» документа «Релиз»
На вкладке «Работы» отображаются запланированные работы по релизу, и наряды, назначенные по данным работам.
На вкладке «Работы» расположены следующие реквизиты.
На вкладке «Связи» находятся перечни документов, связанных с данным документом: изменения, обращения, проблемы, релизы, события, а также ссылки на связанные с релизом статьи и решения базы знаний.
На вкладке «ПО и АО» находится список элементов «Библиотеки эталонного программного обеспечения» (справочник «Эталонное ПО») и список эталонного аппаратного обеспечения (справочник «Эталонное аппаратное обеспечение»), затрагиваемых релизом.
На вкладке «Файлы» можно ввести перечень файлов (любого формата), которые связаны с данным документом (это могут быть технические задания, чертежи и т.д.).
На вкладке «История» можно посмотреть, как менялись во времени состояние релиза и ответственные за его выполнение. Подробнее см. раздел «История обработки документа».
На вкладке «Уведомления», отображаются все уведомления отправленные по релизу. Имеется возможность повторной отправки уведомления.
После нажатия на кнопку «Массовая рассылка оповещений» откроется форма, из которой можно отправить уведомления по определенному шаблону определенной группе пользователей.
Отчет содержит следующую информацию о релизах: клиент и ответственное лицо, наименование релиза, номер релиза, уровень релиза, его приоритет, тип и т.д. Отчет доступен по ссылке «Все отчеты»/«Реестр релизов» панели навигации раздела «Управление релизами». Отчет содержит информацию из документов «Релиз» за определенный период времени.
Отчет «Реестр релизов»