Управление проблемами

У процесса управления проблемами есть две составляющие — реактивная и проактивная. Реактивная касается разрешения проблем, связанных с одним или несколькими уже возникшими инцидентами, а проактивная направлена на выявление и устранение проблем, способных привести (но пока не приведших) к возникновению инцидентов.

Процесс управления проблемами

Целью процесса управления проблемами является сокращение количества инцидентов, длительности устранения инцидентов, их влияния на бизнес-деятельность заказчиков за счет поиска корневых причин их возникновения и выполнения действий и работ по устранению этих причин, а также документирования результатов решения проблем, ведения информационной базы с известными ошибками и обходными решениями.

На основе документирования этих проблем может быть организован процесс управления знаниями.

Система Итилиум значительно облегчает выявление и учет проблем, позволяет вести базу известных ошибок в системах.

После накопления базы знаний по проблемам и известным ошибкам можно переходить к проактивному управлению: предупреждению проблем до их появления.

Подсистема управления проблемами

Подсистема управления проблемами реализует процесс управления проблемами. Для работы с подсистемой управления проблемами необходимо перейти в соответствующий раздел «Управление проблемами».

С помощью команд панели навигации можно осуществить отбор по закрытым и открытым проблемам, а также по известным ошибкам.

В составе подсистемы управления проблемами:

  • справочники «Состояния проблем», «Коды закрытия проблем»;
  • документ «Проблема»;
  • отчеты «Реестр проблем», «Часто задаваемые вопросы»;
  • обработка «Рабочее место аналитика проблем».

Далее мы рассмотрим каждый из этих элементов подсистемы.

Справочник «Состояния проблем»

Справочник содержит перечень состояний, в которых может находиться документ «Проблема». Матрица переходов по состояниям документа проблема настраивается на вкладке «Правила перехода». Подробнее о формировании матрицы переходов см. раздел «Настройка матрицы переходов состояний документов». Справочник доступен по ссылке «Состояния проблем» панели навигации раздела «Управление проблемами».

Справочник «Состояния проблем» используется при заполнении документа «Проблема».

Справочник «Состояния проблем»

03-06-01_01
Открыв форму элемента справочника из вкладки «Список состояний», для каждого состояния можно указать следующие характеристики.
  • «Код» — системный код состояния.
  • «Наименование» — наименование состояния, которое будет отображаться во всех списках.
  • «Комментарий» — пользовательский комментарий к состоянию.
  • «Признак проблемы» — если флаг установлен, то проблема в данном состоянии считается нерешенной.
  • «Признак известной ошибки» — если флаг установлен, считается, что в данном состоянии для проблемы уже известно обходное решение.
  • «Признак закрытия проблемы» — если флаг для состояния установлен, то с переходом события в данное состояние происходит расчет времени закрытия документа «Проблема».
  • «Отправлять уведомление пользователю» — если флаг установлен, то при переходе в данное состояние пользователю будет отправляться уведомление по предопределенному шаблону.
  • «Сделать поле «Код закрытия» обязательным для заполнения» — если флаг установлен, в данном состоянии поле «Код закрытия» будет обязательным для заполнения в документе «Проблема».
  • «Код закрытия по умолчанию» — код закрытия для данного состояния, который будет установлен по умолчанию. Выбирается из справочника «Коды закрытия проблем» (см. ниже).

Форма элемента справочника «Состояния проблем»

03-06-01_02

Справочник «Коды закрытия проблем» 

Справочник предназначен для хранения кодов закрытия проблем, которые предоставляют дополнительную аналитику о результатах работы над проблемой (например, «закрыто успешно», «закрыто по истечении срока давности», «закрыто по причине несоответствия SLA» и т.д.). Справочник доступен по ссылке «Коды закрытия проблем» панели навигации раздела «Управление проблемами».

Справочник содержит следующие реквизиты:

  • «Код» — системный код кода закрытия;
  • «Наименование» — наименование кода закрытия, которое будет отображаться во всех списках;
  • «Описание» — детализированное описание кода закрытия.
Справочник используется при заполнении документа «Проблема».

Справочник «Коды закрытия проблем»

03-06-02_01

Документ «Проблема»

Регистрация проблем в системе Итилиум осуществляется с помощью документа «Проблема». Документ доступен по ссылке «Все» панели навигации раздела «Управление проблемами».

На форме документа размещены следующие реквизиты.

  • «Номер» — номер проблемы.
  • «Дата» — дата создания проблемы.
  • «Клиент» — клиент, для которого зарегистрирована данная проблема.
  • «Оповещать» — пользователи, которым будут отправляться уведомления при изменении состояния проблемы.
  • «Описание» — описание проблемы.
  • «Приоритет» — приоритет, который можно назначить данной проблеме. Выбирается из справочника «Приоритеты» (см. раздел «Общие справочники системы»).
  • «Состояние» — состояние, в котором находится проблема. Выбирается из справочника «Состояния проблем» (см. выше на этой странице).
  • «Код закрытия» — код, сообщающий признак закрытия проблемы. Выбирается из справочника «Коды закрытия проблем» (см. предыдущий раздел).
  • «Ответственный» и «Рабочая группа» — сотрудник, ответственный за нахождение решения данной проблемы, и рабочая группа, в которую он входит. Ответственным лицом можно назначить не только сотрудника из справочника «Сотрудники», но также группу сотрудников из справочника «Рабочие группы» (кнопка 1). Если в поле «Рабочая группа» выбрать не конкретного сотрудника, а всю группу, то в поле «Ответственный» будет автоматически проставлена эта группа (поля обязательны для заполнения).
  • «Категория» — наименование категории проблемы. Выбирается из справочника «Категории документов» (см. раздел «Общие справочники системы»).
  • «Поместить в FAQ» — показывает, что решение данной проблемы помещено в «FAQ» (Frequently Asked Questions) и доступно для просмотра пользователями через тонкий клиент/веб-клиент.

Документ «Проблема»

03-06-03_01

На вкладке «Общее» находятся следующие реквизиты.

  • «Главный документ» указывает документ, являющийся главным над текущим документом. При создании документа на основании другого документа реквизит заполняется автоматически, но может быть изменен.
  • «Конфигурационные единицы» — элемент конфигурационной базы данных, по которому решается проблема;
  • Из документа «Проблема» можно создать статью базы знаний (кнопка 2) в нее будет скопировано описание проблемы или решение базы знаний (кнопка 3) будет скопировано решение или обходное решение проблемы. Эти действия доступны пользователям с ролями «Полные права» и «Аналитик проблем».
  • «Обходное решение» — обходное решение по данной проблеме;
  • «Решение» — решение по данной проблеме.

«Дополнительные поля» — пользователь сам может задать различные классификационные признаки, позволяющие объединить один или несколько документов по этому признаку. Например, можно несколько документов классифицировать по дополнительному полю «Критическая ошибка», а затем по этому полю сформировать отчет. Каждый пользователь может установить свой порядок дополнительных полей, который будет сохранен при записи исключительно для данного пользователя.

На вкладке «Обращения» имеется табличная часть, в которой отображаются связанные с проблемой обращения. Обращение может быть основным или подчиненным.

Вкладка «Работы» содержит табличные части и графическое представление работ по проблеме.

В табличной части отображаются наряды, которые необходимо выполнить в рамках проблемы. Имеется возможность создания наряда на основании проблемы, для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Ввести».

Кнопка «Создать последовательность работ по документам наряд» позволяет создать цепочку работ из нарядов. По кнопке «Создать последовательность работ» можно сформировать последовательность работ (см. раздел «Шаблоны документов»).

Существует возможность изменения вида подчиненности документа «Проблема» путем изменения вида связи в табличной части.

На вкладке «Связи» имеются табличные части, перечисляющие виды документов, которые могут быть связаны с данным документом: изменения, проблемы, релизы, события, статьи и решения базы знаний.

На вкладке «Файлы» можно ввести перечень файлов (любого формата), которые связаны с данным документом (это могут быть технические задания, чертежи и т.д.).

На вкладке «История» можно посмотреть, как менялись во времени состояние проблемы и ответственные за его выполнение (см. раздел «История обработки документа»).

На вкладке «Уведомления» отображаются все уведомления, отправленные по проблеме.

Печатная форма документа «Проблема», содержащая основную информацию документа, формируется при нажатии на кнопку «Печать».

После нажатия на кнопку «Массовая отправка оповещений» откроется форма, из которой можно отправить уведомления по определенному шаблону определенной группе пользователей.

При нажатии на кнопку «Метрики» в верхнем меню формы можно просмотреть информацию о значениях метрик данной проблемы.

С помощью меню «Состояния связ. документов» можно массово переводить связанные с проблемой обращения (а также связанные с этими обращениями наряды) в начальные либо конечные состояния, которые задаются в их сценариях обработки (см. раздел «Сценарии и правила обработки документов»).

С помощью кнопки «Создать на основании» на основании проблемы можно ввести изменение, событие, проблему, релиз, обращение, наряд.

С помощью меню «Решение» можно в общение всех связанных с проблемой обращений добавить решение либо обходное решение проблемы. Данное действие доступно только тогда, когда проблема находится в состоянии с признаком известной ошибки или решения (см. выше на этой странице о справочнике «Состояния проблем»).

Из списка проблем можно сформировать отчет по часто задаваемым вопросам. Отчет вызывается нажатием на кнопку «ЧаВо».

Документ «Проблема» может формироваться на основании обращения, наряда, изменения, релиза, события или другой проблемы, при этом копируются следующие данные: клиент, описание, приоритет, ответственный, конфигурационные единицы. Автоматически заполняется главный документ, также есть возможность скопировать все имеющиеся связи с другими документами и прикрепленные файлы.

Отчет «Реестр проблем»

Отчет содержит перечень проблем, зарегистрированных в системе. Отчет доступен по ссылке «Все отчеты»/«Реестр проблем» панели навигации раздела «Управление проблемами».

Можно сформировать отчет, применив отбор или группировку по классификационному признаку (свойству), которое было указано в реквизите «Дополнительные поля» документа «Проблема».

Отчет формируется на основании информации, содержащейся в документах «Проблема», которые были созданы в системе за указанный в настройках отбора период времени.

Отчет «Реестр проблем»

03-06-04_01

Отчет «Часто задаваемые вопросы»

Отчет предоставляет информацию о том, какие проблемы встречаются наиболее часто, а также решения этих проблем, если они найдены. Отчет доступен по ссылке «Все отчеты»/«Часто задаваемые вопросы» панели навигации раздела «Управление проблемами».

Отчет содержит информацию о проблемах, отмеченных флагом «Поместить в FAQ», а также о знаниях, содержащихся в базе знаний (см. следующий раздел). Если к решению базы знаний прикреплены файлы, их можно будет открыть непосредственно из данного отчета с помощью специальных ссылок.

Отчет «Часто задаваемые вопросы»

03-06-05_01

Обработка «Рабочее место аналитика проблем»

Обработка предназначена для облегчения и ускорения работы аналитика проблем по работе с проблемами, а также связанными с ними обращениями и нарядами. Обработка доступна по ссылке «Рабочее место аналитика проблем» панели действий раздела «Управление проблемами».

С помощью кнопки «Связать обращение и проблему» можно связать выделенную проблему с одним или несколькими обращениями. При этом если в обращении был установлен флаг «Необходима регистрация проблемы», он автоматически будет снят.

С помощью меню «Состояния связ. документов» можно массово переводить связанные с выделенной проблемой обращения (а также связанные с этими обращениями наряды) в начальные либо конечные состояния, которые задаются в их сценариях обработки (см. раздел «Сценарии и правила обработки документов»).

Из меню «Отчеты» можно открыть отчеты:

  • «Реестр обращений»,
  • «Реестр нарядов»,
  • «Часто задаваемые вопросы»,
  • «Реестр проблем»,
  • «Структура базы знаний»,
  • «Популярные решения базы знаний».

Из меню «Обработки» можно открыть обработки:

  • «Поиск в базе данных»,
  • «Поиск в базе знаний».

На форме обработки расположены списки проблем, обращений и нарядов. Аналитик проблем может осуществлять следующие отборы:

  • в списке проблем — по выделенному обращению (с помощью кнопки «Отбор по обр.» в меню кнопки «Еще»);
  • в списке обращений — по наличию/отсутствию флага «Необходима регистрация проблемы» (с помощью соответствующих переключателей), по выделенной проблеме (с помощью кнопки «Отбор по пробл.»), по выделенному наряду (с помощью кнопки «Отбор по нар.»);
  • в списке нарядов — по выделенной проблеме (с помощью кнопки «Отбор по пробл.»), по выделенному обращению (с помощью кнопки «Отбор по обр.»).

После нажатия на кнопку «Дополнительно» в списках обращений и нарядов будут отображаться тема и описание выделенных документов.

Обработка «Рабочее место аналитика проблем»

03-06-06_01