Управление конфигурациями

Управление конфигурациями является центральным и важным процессом всей процессной модели.

Чтобы структурировать информацию о сложных разнородных объектах инфраструктуры (оборудование, программное обеспечение, документация и др.), показать их взаимосвязи, взаимозависимость и использовать эту информацию для оперативного управления, ITIL® рекомендует использовать логическую модель на основе универсального понятия «конфигурационная единица» (КЕ, Configuration Item, CI).

Конфигурационная единица — это любой компонент, который нуждается в управлении для предоставления ИТ-услуг. Информация о каждой КЕ регистрируется в форме записи о КЕ в конфигурационной базе данных (БД) и поддерживается актуальной в течение всего жизненного цикла в рамках процесса управления конфигурациями.

КЕ находятся под контролем управления изменениями. Типичными примерами КЕ являются: оборудование, программное обеспечение и документы, например, регламенты процессов и ролевые инструкции, политики, технические и технологические инструкции.

Управление конфигурациями в системе Итилиум обеспечивает предоставление актуальной достоверной информации обо всех конфигурационных элементах. Для реализации этой задачи необходима специализированная база данных (конфигурационная БД, CMDB), которая позволяет:

  • гибко настроить и реализовать оперативное ведение этих данных, хранение их в актуальном состоянии и ведение истории всех их изменений,
  • обеспечивает интеграцию с различными системами аудита и мониторинга инфраструктуры,
  • обеспечивает удобную возможность предоставления этой информации различным потребителям.
Статистика
По статистике, ошибочные или плохо спланированные изменения влекут за собой более 50% сбоев в программном обеспечении и инфраструктуре.

Итилиум в рамках процессов управления конфигурациями и изменениями предоставляет возможность мониторинга планируемых, проведенных или отложенных изменений, а значит, всегда можно получить актуальную информацию по состоянию конкретной конфигурационной единицы и информационных систем в целом.

> Следующая глава «Управление ИТ-активами»

< Обратно к оглавлению

Управление ИТ-активами

Библиотека ITIL® содержит рекомендации по ведению единого процесса управления конфигурациями и ИТ-активами.

Для реализации такого подхода в системе Итилиум предусмотрен режим упрощенного учета активов.

Однако в отечественной практике не всегда возможно одновременно оперативно управлять движением КЕ и учитывать требования бухгалтерии в силу достаточно жестких требований регламентированного учета, поэтому учет активов, находящихся под управлением ИТ-подразделения, целесообразно вывести за рамки процесса управления конфигурациями.

Этот подход реализован в системе и его применение наиболее целесообразно при интеграции с конфигурациями бухгалтерского учета.

В рамках процесса осуществляется управление оперативным учетом ИТ-активов, который включает в себя:

  • движение материалов и запасных частей на складах,
  • учет оборудования в эксплуатации,
  • списание материалов по нарядам,
  • полноценные возможности ведения учета основных средств и лицензий.

Все стандартизированные печатные формы для ведения отчетности могут быть выпущены в системе Итилиум.

Вести документооборот по ИТ-инфраструктуре достаточно трудоемко: должны быть договоры, акты приемки оборудования, учета и списания. В Итилиум реализована система хранения электронных копий любых документов, относящихся к конкретному ИТ-активу или КЕ.

Управление изменениями

Это процесс, в ходе которого осуществляется управление изменениями ИТ-услуг и информационных систем (ИС) на организационном уровне с учетом меняющихся требований заказчиков и пользователей. Изменения могут возникать как под воздействием внешней среды (например, изменения законодательства), так и внутри организации с целью совершенствования бизнес-процессов основной деятельности.

Этот процесс предназначен для обработки изменений, включая их анализ, оценку, согласование с учетом финансирования, технической реализации и целесообразности с точки зрения потребностей бизнеса, а также контроль их последующей реализации, что позволяет обеспечивать согласованный уровень качества услуг и надежность эксплуатации ИС.

В рамках процесса проводятся обоснование, классификация и приоритизация изменений, согласование и контроль проводимых изменений. Результат — сокращение времени проведения изменений, повышение их качества, уменьшение рисков, связанных с внедрением изменений.

Какова функциональность системы Итилиум для решения этих задач?

  • Возможности для категоризации и приоритизации изменений, настройки жизненного цикла изменений и автоматического информирования всех участников процесса.

  • Создание комитетов по изменениям по определенным направлениям деятельности или ИТ-услугам, которые включают всех участников согласований, для анализа поступающих запросов на изменение, проверка их бизнес-необходимости, технологической реализуемости, определения приоритетов и сроков выполнения изменений.

  • Настройка и формирование отчетности по изменениям для комплексного планирования изменений с учетом развития архитектуры системы, а также политики создания и развертывания релизов.

  • Создание нарядов на основании документа «Изменение» позволяет организовать эффективное использование задействованных для выполнения изменений ресурсов.

Настройка и выполнение процедур согласования, авторизация и прозрачность выполнения изменений в системе Итилиум позволяет контролировать их выполнение, а группировка их в релизы для сокращения частоты внесения изменений на основании их предварительного анализа и согласования обеспечит надежность эксплуатации ИС и повысит качество предоставляемых заказчикам ИТ-услуг.

Управление релизами

С ростом количества изменений возрастает и потребность в контроле над процессом их проведения. Цель процесса управления релизами — это, прежде всего, обеспечение надежности ИС и качества предоставления ИТ-услуг за счет использования формальных процедур и проверок при разработке и развертывании новых версий программного обеспечения и связанных элементов инфраструктуры. В отличие от процесса управления изменениями, занимающегося организацией и верификацией, процесс управления релизами «занимается» внедрением.

В ходе этого процесса наиболее часто осуществляется управление релизами программного обеспечения, которые включают одно или несколько необходимых изменений, выявленных на организационном уровне в ходе эксплуатации ИС и обусловленных изменяющимися требованиями заказчиков (как мы помним, изменения могут возникать как под воздействием внешней среды, так и идти «изнутри» с целью совершенствования процессов деятельности заказчиков и ИС).

Вся деятельность этого процесса направлена на обеспечение управляемого изменения, включая планирование релизов, проектирование, разработку, тестирование, планирование развертывания в среде эксплуатации с учетом доступности ИС и согласованного уровня предоставляемых услуг сопровождения, что позволяет обеспечивать требуемую производительность и надежность ИС.

Внедрение функциональности системы Итилиум, предназначенной для реализации процесса управления релизами, предполагает использование нарядов, конфигурационных единиц (КЕ) и изменений, что позволяет успешно решать следующие задачи.

  • Планирование релизов.

  • Управление проектированием, разработкой и сборкой релизов.

  • Организация тестирования и приемки релизов.

  • Планирование развертывания релизов для эксплуатации.

  • Информирование функциональных заказчиков, подтверждение (валидация) ими готовности релиза к эксплуатации и обучению пользователей.

  • Организация хранения эталонного программного обеспечения.

Система Итилиум позволяет автоматизировать формирование и сборку релиза, облегчить процесс его развертывания, вести дополнительную информацию по релизам.