Service Desk Итилиум создан для ITIL
Передовой опыт и знания в управлении IT
Itilium включен в Единый реестр отечественного ПО, рекомендованного для госзакупок

Управление сервисными активами и конфигурациями (Service asset and configuration management)

Процесс управления сервисными активами и конфигурациями (SACM – Service Asset and Configuration Management) – процесс, гарантирующий контроль над всеми активами, необходимыми для предоставления услуг, и обеспечивающий доступность и достоверность информации о них доступна, когда это необходимо и тому, кому это необходимо. Эта информация включает в себя конфигурацию активов и связи между ними.

Целью процесса управления сервисными активами и конфигурациями является гарантировать контроль над активами, участвующими в предоставлении ИТ-услуг, а также предоставление вовремя точной и достоверной информации об имеющихся всем, кто заинтересован в этой информации. Согласно библиотеке ITIL v3, задачами процесса Управления сервисными активами и конфигурациями являются:

  • Обеспечивать идентификации, контроль и соответствующий уровень обслуживания ИТ-активов на протяжении всего их жизненного цикла;
  • Идентифицировать, контролировать, регистрировать, предоставлять отчетность, выполнять аудит и проверку услуг и других КЕ (конфигурационных единиц), включая их версии, контрольные точки, компоненты, их атрибуты и взаимосвязи;
  • Вести учет, управлять и обеспечивать достоверную информацию о множестве КЕ, на протяжении жизненного цикла услуг, осуществляя взаимодействие с процессором управления изменениями, гарантирующее выполнение только авторизованных изменений;
  • Вести и обслуживать достоверную и полную конфигурационную базу данных, используемую для контроля ИТ-услуг;
  • Поддерживать актуальную информацию об историческом, настоящем и планируемом состоянии услуг актуальности информации о прошлом, текущем и планируемом состоянии услуг и КЕ;
  • Обеспечивать поддержку принятия решений за счет предоставления актуальной и точной информации о конфигурациях для поддержки эффективности и результативности процессов управления услугами;

Процесс управления сервисными активами и конфигурациями фактически состоит из двух подпроцессов:

  1. Управление Сервисными Активами (Service Asset Management)
  2. Управление Конфигурациями (Configuration Management)

Управление Сервисными Активами (Service Asset Management или ITAM – IT Asset Management)

Библиотека ITIL определяет Управление активами как деятельность или процесс, отвечающий за отслеживание и предоставление отчетности о ценности владения и владении активами на всем протяжении их жизненного цикла.

Говоря об управлении активами, нельзя не упомянуть ITAM. ITAM (IT Asset Management) – набор бизнес-практик, поддерживающих жизненный цикл активов, включающий функции финансового управления, управления контрактами и инвентаризации ИТ-активов, и обеспечивающих возможность принятия стратегических решений по ИТ- инфраструктуре (касаемо ее состава и строения).

ITAM – это библиотека (свод знаний), описывающая набор процессов для управления жизненным циклом ИТ-активов.

И ITAM и процесс управления сервисными активами направлены на управление жизненным циклом ИТ-актива (сервисного актива).

Управление конфигурациями

Основная задача подпроцесса Управления Конфигурациями – поддерживать в актуальном состоянии и предоставлять другим процессам ITAM информацию о логической модели ИТ-инфраструктуры, о конфигурационных единицах, их атрибутах, связях и состояниях. Эта задача реализуется с помощью ведения CMDB (Configuration Management DataBase) – базы данных управления конфигурациями. CMDB это база данных, используемая для хранения конфигурационных записей на всем протяжении их жизненного цикла.

Функционал Итилиум в рамках процесса Управления Сервисными Активами и Конфигурациями

В части подпроцесса Управления Конфигурациями, система «Итилиум» реализует возможности по ведению CMDB – базы данных управления конфигурациями.

В части подпроцесса Управления сервисными активами «Итилиум» учитывает и реализует требования ITAM в части управления жизненным циклом ИТ-активов.

В «Итилиум» реализовано две схемы учета ИТ-активов:

  • Бухгалтерская схема
  • Упрощенная схема

Бухгалтерская схема содержит полный набор документов, отражающих жизненный цикл ИТ-актива по правилам бухгалтерского учета. Объекты учета в бухгалтерской схеме – основные средства, материалы, ПО, лицензии, услуги. Те ИТ-активы, которые учитываются пообъектно могут быть связаны с Конфигурационными единицами для отражения в логической модели инфраструктуры.

Упрощенная схема реализована набором документов, фиксирующих ключевые состояния жизненного цикла ИТ-актива (поступление-комплектация-ввод в эксплуатацию-перемещение–разукомплектация-списание). Объектами учета являются Конфигурационные Единицы (для пообъектного учета), материалы (для количественного учета), ПО и лицензии.

Управление ИТ-активами и Конфигурациями в Итилиум

  • Ведение CMDB – базы данных управления конфигурациями
  • Связи конфигурационных единиц (далее КЕ)
  • Произвольные типы связей КЕ
  • Атрибуты КЕ
  • Классификатор КЕ
  • Атрибуты для элемента классификатора КЕ для дальнейшего наследования в КЕ
  • Атрибуты произвольного типа (любого типа)
  • Отслеживание статусов (состояний) КЕ
  • Просмотри истории смены статусов КЕ
  • Учет доступа к КЕ и параметров доступа
  • Внешние договоры на поддержку КЕ
  • Возможность связать произвольные файлы с карточкой КЕ
  • Связь с объектом учета бухгалтерской системы активов
  • Возможность задать регламентные работы с КЕ
  • Учет штрихкодов для КЕ
  • Поиск КЕ по штрихкоду
  • Учет МОЛ и местоположения КЕ
  • Учет операционных статусов КЕ
  • Учет доступности КЕ
  • Автоматическая смена статуса КЕ при регистрации инцидента и возврат в исходное состояние при его закрытии
  • Возможность просмотра в какие РСМ (ресурсно-сервисные модели) входит данная КЕ

Управление ИТ-активами

  • Ведение справочника номенклатуры

Документы упрощенной системы учета активов

  • Поступление активов
  • Комплектация активов
  • Расход материалов
  • Перемещение активов
  • Инвентаризация активов
  • Списание активов

Документы бухгалтерской системы учета активов

Учет ТМЦ

  • Поступление материалов, услуг и лицензий
  • Перемещение материалов, услуг и лицензий
  • Оприходование материалов, услуг и лицензий
  • Инвентаризация материалов, услуг и лицензий
  • Разбиение материалов и услуг
  • Требование накладная
  • Списание материалов, услуг и лицензий

Учет материалов в эксплуатации

  • Передача материалов в эксплуатацию
  • Перемещение материалов в эксплуатации
  • Возврат материалов из эксплуатации
  • Списание материалов из эксплуатации

Учет основных средств

  • Передача оборудования в монтаж
  • Принятие к учету ОС
  • Модернизация ОС
  • Акт диагностики ОС
  • Обслуживание ОС
  • Перемещение ОС (внутреннее)
  • Инвентаризация ОС
  • Передача ОС (внешняя)
  • Списание ОС


Быстрый переход:
Система Итилиум Как внедрить? Прайс-лист и заказ