Критическая инфраструктура аэропорта: когда IT-сервисы — вопрос безопасности, а не только удобства

Аэропорт — это высоконагруженный объект с плотной IT-инфраструктурой. Каждая система от стоек регистрации и багажных конвейеров до SCADA-узлов, видеонаблюдения и систем безопасности — входит в состав критической инфраструктуры.

DSC04268

Любой сбой здесь приводит к цепной реакции, которая может затронуть безопасность, регулярность рейсов, соблюдение нормативов. Если выйти из строя может даже кондиционер в зале ожидания, например летом при +35°C, то IT-служба должна видеть ситуацию сквозным образом:

  • где произошёл сбой,
  • какое оборудование или сервис затронут,
  • какие SLA действуют,
  • кто ответственный за устранение,
  • как быстро эскалировать проблему.

На счету минуты, и это требует от сервисных служб не просто исправления поломок, а проактивного управления инфраструктурой. 

Поэтапно рассмотрим, что было до запуска проекта на базе ITSM/ESM решения 1С:ITILIUM и после. 

«До» — разрозненные системы и зависимость от иностранного ПО

В аэропортах группы компаний «Аэродинамика» до 2023 года сервисные процессы обслуживались разными решениями. Для IT-службы использовался зарубежный Service Desk от Ivanti, а инженерные активы управлялись в отдельной системе.

Такая модель позволяла частично автоматизировать ключевые направления, но имела два серьёзных ограничения:

  • отсутствовала единая цифровая среда, в которой были бы связаны IT, инженерия и другие подразделения;
  • сохранялась зависимость от зарубежных решений, что повышало риски кибербезопасности для критической инфраструктуры аэропорта.

Решение об интеграции сервисных процессов на базе 1С:ITILIUM как ядра ESM-платформы

В 2023 году «Аэродинамика» сделала стратегический шаг от разрозненных систем к управлению всеми сервисными процессами — IT, инженерией, HR, административными службами — на единой платформе.
Основную роль в этом сыграло внедрение российского ITSM/ESM-решения 1С:ITILIUM, которое было разработано и интегрировано компанией «Деснол». 

Интеграция 1С:ITILIUM с 1С:ТОИР КОРП дала возможность использовать полноценный подход Enterprise Service Management (ESM), когда сервисами управляют централизованно — по единым стандартам, с прозрачными SLA и общей аналитикой.

Подробнее о том, как работает ESM-подход читайте по ссылке.

1С:ТОИР – EAM-система для управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования от компании «Деснол»

Как устроен сквозной ESM-процесс: от заявки в 1С:ITILIUM до устранения проблемы  

Когда от стабильности и согласованности сервисов зависит надёжность всей инфраструктуры, то ESM-модель становится скелетом цифровой системы и обеспечивает ее устойчивость. Как это выглядит на практике, рассмотрим ниже.

 

DSC02131

Единый веб-портал. Сотрудники любого подразделения подают заявки через веб-портал 1С:ITILIUM. Это могут быть IT-запросы, HR-заявки или административные запросы.

Автоматическая маршрутизация обращений. Система сама определяет к какой категории относится заявка и перенаправляет её нужной службе. Если речь идёт о ремонте оборудования, обращение передаётся в 1С:ТОИР КОРП для создания наряда на ремонт.

Исполнение обращений и обратная связь. Профильные службы выполняют работы в своих системах, например в 1С:ТОИР КОРП, а инициатор видит весь процесс и финальный результат напрямую в 1С:ITILIUM — без лишних звонков и переключений между отделами.

Особое значение имеет единая база конфигурационных единиц (CMDB). В системе 1С:ITILIUM консолидировано более 85 000 единиц оборудования (КЕ) из трёх аэропортов — Сочи, Краснодара, Анапы. При поступлении заявки сотрудник не вводит данные вручную, а выбирает нужный объект из общего каталога оборудования. Это исключает путаницу. Исполнители сразу видят полную информацию — модель, серийный номер, технические характеристики. В результате диагностика проходит быстрее, а ремонт выполняется точнее.

Кроме того, единая база оборудования помогает анализировать его состояние: можно отследить, какие устройства чаще выходят из строя, какие уже требуют замены, и спланировать модернизацию заранее. Это не только экономит время, но и предотвращает потенциальные сбои.

Данная архитектура напрямую влияет на главный приоритет — стабильность и качество обслуживания пассажиров
подчёркивают в компании «Аэродинамика»
DSC04227

О том, как две экосистемы работают в связке команда Деснола сняла документальный фильм в аэропорту Сочи! Он уже доступен к просмотру на YouTube / VK 

«После» — полная прозрачность и управляемость сервисных процессов в едином окне

Экономический эффект после внедрения 1C:ITILIUM:

  • Автоматизация 90% процессов обслуживания активов.
  • Интеграция 300 единиц спецтехники.
  • Обработка до 500 заявок в сутки.
  • Сокращение времени простоя оборудования на 25%.
  • Сокращение времени реакции на инциденты — от 5 минут.
  • 8 подразделений компании подключены к единому Service Desk, включая IT, эксплуатацию, спецтехнику, инженерные системы.
  • Скорость получения управленческой отчётности увеличилась на 60%.

 

Цена простоя в аэропорту — гораздо выше, чем в других бизнесах. Любой сбой может повлиять на безопасность и регулярность рейсов.
Благодаря интеграции 1C:ITILIUM мы получили полную прозрачность: видим, кто, как и когда отрабатывает заявки, и можем гарантировать, что критические инциденты устраняются в течение пяти минут.
Дмитрий Булатов начальник службы информационных и производственных технологий аэропорта Сочи

Такой бизнес эффект не мог пройти мимо профессионального сообщества и был отмечен в ежегодной премии! Проект внедрения ITSM/ESM решения 1С:ITILIUM номинирован в конкурсе «1C:Проект года»

«1С:Проект года» — ежегодная профессиональная премия за лучшие проекты цифровой трансформации на платформе 1С с подтверждённым бизнес-результатом.

 

Фильм «Аэропорт изнутри» по следам масштабного проекта цифровой трансформации 

Документальный фильм «Аэропорт изнутри» открывает зрителям сердце южного хаба — аэропорт Сочи! Где каждый рейс начинается с вида на пальмы, снежные вершины горного хребта и лазурное море. Но за этой красотой стоят сотни решений в секунду,  алгоритмы, предсказывающие задержки. И команда специалистов, которая превращает работу аэропорта в идеально отлаженный механизм.

DSC03137

В фильме — практические примеры работы связки 1С:ITILIUM и 1С:ТОИР КОРП и интервью с управляющим директором аэропорта. Это не просто рассказ о программных продуктах, а живой пример того, как технологии меняют работу критически важного объекта. Погрузитесь в атмосферу закулисья одного из самых загруженных аэропортов страны — смотрите фильм и узнайте больше YouTube / VK 

Источник изображений: пресс-служба Деснола

 

Если ваша компания работает с критической инфраструктурой или находится перед выбором отечественной ITSM/ESM системы, приглашаем вас на экскурсию в IT-отдел 1С:ITILIUM компании Деснол. 

Это уникальная возможность увидеть, как изнутри работает современная платформа: как строятся сервисные процессы, управляются заявки, контролируются SLA и интегрируются разные подразделения. Записаться на экскурсию можно по ссылке